Введение | Вальтраут Шелике

 Другие мои страницы...

Введение

Исходные основания материалистического понимания истории (Монография)

Процессы, происходящие сегодня в целостном, взаимозависимом и противоречивом мире, ставят перед человечеством целый ряд глобальных проблем, от решения которых зависит, “каким быть всему миру и быть ли ему вообще” /1/. Перед обществоведами встала задача теоретически осмыслить противоречия современного мира, наметить способы их разрешения, выявить перспективы человечества. Требует теоретического осмысления и перестройка советского общества как глубочайшей социальной революции, истоки которой восходят к Октябрю. Новизна происходящих процессов сделала “нежизненными любые логические схемы, составленные по старым учебникам /2/, - отмечает М.С.Горбачев и подчеркивает далее: “Нужно новое прочтение теоретического наследия, созданного нашими предшественниками во имя социального освобождения человека, - такое, какое позволит иметь точный анализ новых реальностей и формировать оптимально правильные политические выводы” /3/. Решение таких глобальных задач требует теоретической дисциплины мысли, навыков системного анализа исторической действительности. Между тем деформация социализма не могла не сказаться на уровне развития теоретической мысли в период культа личности и застоя, и сопровождалась деформацией исторической науки и теории исторического материализма. Неудовлетворительное состояние обществоведения неоднократно отмечалось в печати и было подтверждено на совещании обществоведов в октябре 1986 года. Сегодня нуждается в воссоздании и в дальнейшей разработке методология материалистического понимания истории в том ее виде, в каком она служила К.Марксу, Ф.Энгельсу и В.И.Ленину ключом к пониманию действительности. Это требует и решения проблем по систематизации категорий исторического материализма, с тем, чтобы, в частности из вузовского курса, перестал “выпадать” человек и чтобы вернуть преподаванию марксизма-ленинизма изначально присущие ему гуманистическое содержание и цели.
В предлагаемой работе ставится задача выявить исходные основания материалистического понимания истории, разработанные К.Марксом и Ф.Энгельсом в период формирования марксизма в 1844-1846 годах. На это время первого великого открытия приходится оформление материалистической теории истории в целостную концепцию, строящуюся на исходных основаниях и развертываемую на строго субординированные категориальные ряды, образуемые по методу восхождения от абстрактного к конкретному уровню познания действительности. Из всей совокупности вопросов социальной диалектики мы в первую очередь сосредоточим внимание на выявлении “первоклеточки” материалистической теории истории.
Предпринимаемое исследование ставит также задачу выявить методологические основания для целостного определения источников и содержания социальной революции, разработанных К.Марксом, и Ф.Энгельсом в контексте материалистического понимания истории в 1844-1846 годах.
Такая задача связана с тем, что без доведения категориальных рядов материалистической теории истории до понятий революции невозможна систематизация категорий истмата, адекватная понятийному аппарату, разработанному К.Марксом и Ф.Энгельсом. Известно, что всеобщему содержанию понятия “революция” в философской и исторической литературе уделено еще недостаточное внимание. Хотя в 1960-70-е годы и разгорелись жаркие дискуссии вокруг определения понятия “социальная революция”, они не завершились тогда решением спорных вопросов.
Автор надеется, что философы и историки обнаружат в предлагаемой работе некоторые новые, еще не рассматривавшиеся в литературе аспекты обширной проблематики, и получат импульсы для дальнейших плодотворных размышлений на страницах журналов и в творческих дискуссиях по проблемам, разрешение которых требует коллективной мысли ученых-марксистов.

актуализировано 19. Dezember 2007