Социальное и общественное (выступление на Ильенковских чтениях 2013 г.)) | Вальтраут Шелике

 Другие мои страницы...

Социальное и общественное (выступление на Ильенковских чтениях 2013 г.))

Вальтраут Шелике

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ

В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО

(Маркс и современность)

 

 Сборник “Проблемы истории в творчестве Э.В. Ильенкова. Материалы ХУ Международнойнаучной конференции. “Ильенковские чтения   2013″. Москва, 28-29 марта 2013. Москва. 2013. С.153-160

Вступление.

Э.В. Ильенков отметил, что в отличие от естественных наук в общественно-исторических науках развивается «не только знание, не только система понятий («концептуальный объект»), но и реальный предмет его знаний, исторически конкретное целое».[4, c.7-8] Но поскольку истории присуще зигзагообразное  развитие и не чужды глубокие системные кризисы, то изменение содержания понятий может происходить не только посредством углубления их содержания, но и посредством обеднения их  содержания через уход от сущности предмета к его видимости. Последнее, по-моему, происходит сегодня с понятием «социальное».

Напомним, что современной научной, философской и политической литературе широко используется понятие «социальная сфера». Социальная сфера чаще всего воспринимается как область образования, медицины, культуры (библиотеки), включает органы социальной опеки над детьми или стариками, иногда сюда относят и ЖКХ. Кроме того, социальное порой определяется еще и как сфера счастья и благополучия людей.

Современному «социальному государству» положено заботиться о «социальной сфере», хотя само оно в кризисных ситуациях начинает экономить в первую очередь именно на «социальной сфере». Вместе с тем современному чиновничеству очень хочется, чтобы население воспринимало их как социальных благодетелей, от которых и зависит народное счастье.

В своем выступлении я сравню исходные, всеобщие определения понятий социальное и общественное у Маркса и Энгельса с современными  трактовками  «социальной сферы».

*****

Социальное по Марксу

Работая в 1846 году над первой главой «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс на нескольких страницах характеризуют три первых исторических акта (geschichtliche Tat) [2, S.28-29], которые положили начало истории и осуществляются людьми и по сей день, являясь факторами возникновения и развития человечества. В заключении характеристики трех исходных исторических акта деятельности людей Маркс и Энгельс объединяют их в три стороны социальной деятельности (diese drei Seiten der sozialen Taetigkeit)[2, S.29] и затем переходят к четвертой стороне, и определяют ее как общественную. [2,S.30]

Что это за три стороны социальной деятельности? [1, с.20-21; 2.S.28-29]

Исходным основанием того, ради чего человечество, по Марксу и Энгельсу, осуществляет на всем протяжении истории три исторических акта деятельности (или три стороны социальной деятельности), является удовлетворение людьми потребностей их жизни.

Удовлетворяют потребности жизни, и животные, но в отличие от животного, чтобы жить:

а) Люди создают (erzeugen) средства для удовлетворения потребностей жизни в еде и питье, в жилье и одежде и кое в чем еще.

б) Люди создают (erzeugen) через акты удовлетворения потребностей и посредством уже добытых (erworbene) инструментов (Instrumente) удовлетворения потребностей новые потребности.

в) Люди, в процессе ежедневного делания (machen) своей собственной жизни, начинают делать (machen) других людей, размножаться (fortzupflanzen) и создают отношения между людьми (между мужчиной и женщиной, родителями и детьми; семья есть первое, но не единственное отношение между людьми).[2, S.28-29]

По Марксу и Энгельсу социальная деятельность исходно раздвоена на а) процесс удовлетворения людьми потребностей жизни (чем занимается по-своему и животное), и на б) процесс создания людьми средств жизни, потребностей и инструментов удовлетворения потребностей, созданием каждым человеком ежедневно своей собственной жизни, созданием людьми других людей и созданием людьми отношений к людям и отношений людей к природе. Животное, по Марксу и Энгельсу, «не «относится», ни к чему и вообще не «относится»[1, c.22], животные отношений не создают. Да и средства жизни, инструменты для удовлетворения потребностей, новые потребности животные тоже не создают.

Все это богатство исходных определений Марксом и Энгельсом содержания  социальной деятельности, охватывающее всеобщее содержание и условие существования и развития жизни людей, потеряно в современных трактовках «социальной сферы».

Три всеобщие акта социальной деятельности осуществляются в истории на основе наличия у людей потребности созидать как существенного качества (свойства, признака, как родовой сущности) человека (человечества), и удовлетворение которой обеспечивает существование и развитие человека и человечества.

Наличии у людей потребности к созиданию (как родовой сущности человека) также отсутствует в распространенных сегодня трактовках так называемой «социальной сферы». Развитие потребности и способности к созиданию не является стержнем социальных программ и так называемых «социальных государств». И это не случайно.

«Социальная сфера» предстает сегодня более всего только как сфера удовлетворения людьми потребностей жизни, в которые сегодня входят и потребности в образовании. и потребности в доступной медицине, и даже потребности в какой-то (массовой?) культуре, но в которых нет места  удовлетворения людьми потребностей в созидании.

Такое «сужение» содержания «социальной сферы» обусловлено состоянием современной ступени истории человечества, когда, грубо говоря, созидателями представляются только государство, верховные правители, бизнесмены и менеджеры, да и от экономистов еще ожидают изобретение палочки-выручалочки для избавления от кризисов. А от остального люда, от большинства человечества, в принципе  требуется только умение быть беспрекословным исполнителем законов правового государства и интересов бизнеса, и не более того.

На данной ступени развития человечества потребность и способность людей созидать не востребованы в качестве свойства и сущности каждого индивида, и что удивляться, если люди массово ощущают потерю смысла своей жизни.

 

Далее надо отметить, что потребность и способность людей созидать ради удовлетворения потребностей жизни существует на всем протяжении истории человечества также и в искаженных (verkehrtе) формах.

Для удовлетворения потребностей жизни, человечество занимается с начала истории до сегодняшнего дня:

а) созданием людьми средств для смерти;

б) созданием людьми потребностей и способностей и инструментов для убийства людей;

в) созданием людьми таких людей и таких социальных отношений, которые обесчеловечивают жизнь людей, гасят в людях человечные созидательные потребности и способности по созданию человеческой жизни, заменяя их на способности и потребности разрушать человеческую жизнь, и таким искаженным способом удовлетворять свои искаженные потребности жизни.

Единство/противоположность между созиданием и разрушением людьми жизни на земле, людей (себя и других) и природы (внутри и вне человека), характерно для всей предыстории человечества, а на современной ступени развития человечества поставило человечество на грань своего самоуничтожения.

Эта диалектика единства/противоположности созидания и разрушения в социальной деятельности человечества, вообще не входит в современные определения содержания так называемой «социальной сферы».

 

О субъекте социальной деятельности

Исходно субъектом социальной деятельности являются каждый индивид, объединенный через ту или иную социальную общность (совокупность социальных отношений) со всеми.

Дело в том, что каждый индивид каждодневно заново делает свою собственную жизнь,[5] этим ежедневно заняты все индивиды без исключения, начиная от самого захудалого бомжа и кончая самыми богатыми миллиардерами планеты. Каждый индивид пьет, ест, одевается, живет в жилище и т.д., чтобы исходно поддержать свое существование как природного существа. Никто за каждого индивида этого сделать не может.

Удовлетворение потребностей жизни есть та составляющая сторона социальной деятельности, субъектами которой исходно являются каждый и все без исключения люди на земле.

А современная угроза самоуничтожения человечеством жизни людей на всей планете через продовольственный кризис, демографический кризис, экологический кризис, мировую войну, порождаемые сохранением современной парадигмы развития человечества, обусловили возникновение всеобщей, общечеловеческой потребности в социальной деятельности по сохранению жизни на земле, что осознано сегодня, однако, еще не каждым, но грозит жизни каждого. В ХIХ веке, когда жил и творил Маркс, такой реальной опасности и возможности самоуничтожения человечества еще не существовало.

Далее отметим, что на всем протяжении истории человечества вовсе не каждый индивид создает средства и инструменты для удовлетворения потребностей жизни, не каждый создает людей и семейные отношения между мужчиной и женщиной и т.д.. Исходно из этого процесса исключены малые дети и дряхлые старики в силу их природных особенностей.

Затем в истории человечества возникает и общественное разделение индивидов на создающих и не создающих а) средства для жизни, б) инструменты для удовлетворения потребностей жизни и новые потребности, в) других людей и новые отношения. Происходит общественное разделение людей на классы, противостоящие друг другу, и человечество вступает, согласно Маркса и Энгельса, в период цивилизации (рабство, крепостничество, капитализм), в эпоху классовой борьбы.

Однако в своих социальных движениях индивиды как субъекты движения, как правило, редко осознают их классовую основу. (Кто на Болотной или на Поклонной сможет четко сказать, чьи классовые интересы современной России он выражал в своем протесте?)

Отчего это происходит?

Дело в том, что осуществляя социальную деятельность, создавая социальные отношения, люди  создают социальные сообщества. Свои социальные сообщества люди создают вполне сознательно каждый осознает, что он создает семью, строит город, учится в школе, объединяется в сообщество болельщиков и т.д. Вместе с тем каждое из социальных сообществ формирует какие-то потребности действительных индивидов (материальные и духовные, истинные и ложные, человечные и обесчеловеченные и т.д.). Структура социальных сообществ лежит на поверхности истории  и видна в ежедневности. Каждый человек может сделать и делает вывод о своем социальном положении среди всех других людей, которое удовлетворяет или не удовлетворяет его представления о достойной жизни, которую он хочет или не может изменить.

При этом каждое из социальных сообществ вносит свой вклад и в общую картину мира каждого человека (через индивидуальный опыт его жизни в том или ином сообществе). Картина мира у индивидов зачастую весьма противоречива, поскольку зачастую противоречивы установки, интересы и т.д. каждой из тех социальных общностей, в которые входит тот или иной человек в процессе своей жизни. Отсюда в головах людей зачастую существует несусветный хаос представлений об их потребностях, об их целях жизни и т.п. И с такой мешаниной в головах каждый индивид и его социальное сообщество и осуществляют свои исторические деяния (или не исторические деяния на футбольном стадионе), в том числе и участвуя в социальных движениях или в социальных революциях. При этом каждый индивид уверен в том, что его собственные идеи (представления, теории, модели мира и прочая), конечно, должны определить и результат его действий на митинге или в революции. Но на самом деле все время получается по Черномырдину «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Решения этой загадки истории о несовпадении между индивидуальными, групповыми, социальными целями (идеями и идеалами) субъектов социальных движений и социальных революций, с действительными результатами их действий Маркс и Энгельс осуществили при переходе от трех всеобщих сторон социальной деятельности, к четвертой стороне – к обществу.

 

Общественное по Марксу

После характеристики трех сторон социальной деятельности как трех первичных исторических акта деятельности людей, продолжающихся и по сей день, Маркс и Энгельс характеризуют четвертое [1, c.22] первичное историческое отношении. Это отношение предстает «в качестве общественного (gesellschaftliche) отношения, общественного в том смысле, что здесь имеется в виду совместная деятельность (Zusammenwirken) многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом, и для какой цели».[1, c.21] Общественное как Zusammenwirken переведено как совместная деятельность многих индивидов, [1,c.21; 2, S.30]  и такой перевод правомочен. Однако все оттенки немецкого, по-моему, полнее отразит понятие ВместеДействие, которое я и предлагаю использовать.

Исходно субъектом общественной деятельности, являются все индивиды вместе, в их единстве/противоположности друг с другом. Общество, по Марксу, создается людьми посредством ВместеДействия (Zusammenwirken) всех действительных индивидов вместе. Однако ВместеДействие (Zusammenwirken) индивидов как всех, осуществляется людьми в предистории человечества стихийно.

Классы – эти общественные подразделения общества, в отличие от многочисленных социальных сообществ, не являются продуктом сознательных действий индивидов в процессе делания ими своей ежедневной индивидуальной жизни. И в этом состоит одно из существенных отличий общественной деятельности от социальной деятельности, где первая стихийна, а вторая сознательна.

Поскольку свое классовое место в обществе, в отличие от своего социального положения, индивид может и не осознавать, он может и вовсе отрицать наличие каких-то там выдуманных, кстати, вовсе не Марксом(!), классов. Индивид отправляется на  социальные митинги протеста, участвует в социальных движениях, как правило, не ведая об их общественной сущности.

 

Заключение

Усечение «социальной сферы» до сферы удовлетворения потребностей жизни (вне удовлетворения потребности людей к созиданию) обусловлено стремлением  сохранить современную парадигму развития человечества, таящую  в себе опасность самоуничтожения человечества.

 

ЛИТИРАТУРА и ССЫЛКИ

 

1. Маркс К,. Ф. Энгельс избр.произв. в трех томах. Москва. . 1980. Т.1.

2. Karl Marx. Friedrich Engels. Werke. B.3.

3. Э.В. Ильенков «Логическое и историческое». Вопросы диалектического материализма. Элементы диалектики. Москва, 1960

4. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа». Москва, 1971, http://caute.tk/iljenkov/txts/logis.htlm С.7

5. «dass die Menschen, die taeglich ihr eigenes Leben machen…» (Marx K,. Engels F. Werke. B.3. S.29) переведено «что люди, ежедневно воспроизводящие свою собственную жизнь…» К. Маркс., Ф. Энгельс. Избр. произв. в трех томах.Т.1.С.21

 

 

актуализировано 13. Juni 2016