§ 4. Противоречия социальной деятельности как источники революции
Исходные основания материалистического понимания истории (монография)
ГЛАВА III
<< к началу монографии << назад
Предварительные замечания
После того, как вы явлено исходное определение всеобщего содержания социальной деятельности, представленного К.Марксом и Ф.Энгельсом в виде трехсторонней целостности, могло перейти к выявлению всеобщих противоречий социальной деятельности. Поставим перед собой задачу определить своего рода “первоклеточку” источников социальных революций на всем протяжении истории человечества, обусловливающую необходимость снятия противоречий именно революционным способом.
Сразу оговоримся, что в данном параграфе мы будем оперировать в первую очередь теми понятиями, посредством которых К.Маркс и Ф.Энгельс осуществили исходные определения социальной деятельности вообще. Кое-где, как и в предыдущих разделах, наметим дальнейшее развертывание исходных понятий на новые, последовательно наращиваемые категориальные ряды. Но читатель не сразу обнаружит те формулировки, которые знакомы ему со школьной скамьи. Пусть это не удивляет, ибо широко утвердившееся смешение категориальных рядов, а также понятий разного уровня обобщения привели в вузовском курсе исторического материализма к тому, что из него исходно оказался исключен человек, индивид, личность. Материалистическое понимание истории предстает в лекционном курсе оторванным от реальностей человеческой жизни.
Воссоздать логику разворотов материалистической теории истории, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом - наша задача. И многое может сперва показаться непривычным.
Еще раз напомним, что социальная деятельность осуществляется в отношениях людей к природе, как вне, так и внутри человека, в отношениях людей к людям (к себе самому и к другим). Перед нами человеческое отношение к миру, представленное в понятиях социальной деятельности и социальных отношений. Социальной деятельности присущи все противоречия, характеризующие человеческие отношения к миру вообще.
Вместе с тем, социальная деятельность в каждой из своих сторон предстает как определенная триада (”И”, “Д”, “мУ”), построенная на основе исходной “первоклеточки” человеческой действительности. Соответственно, социальной деятельности присущи и те противоречия, которые характеризуют “первоклеточку” человеческой действительности.
В определениях социальной деятельности субъект человеческого отношения к миру - Человек (человечество), - а такие субъект человеческой действительности - действительные индивиды - представлен в виде живых людей – каждого и всех. Именно во всех сторонах социальной деятельности человечество определено как каждый живой человек и как все живые люди. Такая раздвоенность определений человечества скрывает в себе определенные противоречия между каждым и всеми, между личностью и обществом, а их разрешение является одним из всеобщих источников развития человечества. Вместе с тем, на определенных ступенях историй данные противоречия принимают такой антагонистический характер, что общество в целом существует и развивается за счет существования и развитии каждого индивида. Такое обесчеловечивание общества (всех) является одним из существеннейших источников социальных революций в истории человечества.
Поскольку положение каждого действительного индивида в обществе, а отсюда и возможности реализаций его развития как личности определяются в конечном счете классовой принадлежностью действительного индивида (что К.Маркс и Ф.Энгельс определят при более конкретном уровне анализа), то социальные революции разрешают противоречия между индивидом и обществом в виде классовой борьбы. Социальные революции направлены на преобразование классовой структуры общества. Таков один из всеобщих исходных источников социальной революции, связанный с необходимостью периодических преобразований общественной организации людей.
С другой стороны, живые люди - каждый и все - представляют собой людей в их телесной организации, обусловленной, природой. И здесь тоже скрыты определенные противоречия. Дело в том, что на определенных ступенях истории людей, в определенные периоды все люди вместе не обеспечивают существование и развитие каждого живого индивида, соответствующего его телесной организации. Это проявляется в истории людей вспышками голода, эпидемиями, уносящими жизни действительных индивидов.
Обнаруживается противоречие между живыми людьми и природой, обрабатываемой ими в определенных общественных условиях их жизни. Природа “обесчеловечивается”, противостоит живым людям в качестве враждебной силы. Такое противостояние обусловлено как силам природы (стихийные засухи, землетрясения, наводнения и т.д.), так и силами общества (социальной деятельностью обусловленное высыхание рек и озёр, загрязнение атмосферы, вырубка лесов и т.д.).
Данные противоречия, неразрешимые в прежних условиях жизни, также являлись и являются источниками социальных революций, а их разрешение - источником развития людей. Рост продолжительности жизни людей, преодоление массовых эпидемий, снижение смертности детей и другие демографические успехи социальной деятельности людей характеризуют развитие людей путем разрешения данных противоречий на разных этапах развития человечества.
Нелишне напомнить, что история всех социальных революций в той или иной мере включает бунты против голода и эпидемии, а сегодня - бурные реакции на отсутствие жилищ, нерешенность продовольственной проблемы и т.д. Зачастую социальные революции прошлого прямо были вызваны именно причинами, обусловленными неудовлетворенными природными потребностями людей. Люди поднимались, чтобы уничтожить неравенство удовлетворения природных потребностей, поскольку не каждый мог удовлетворить потребности так, как удовлетворяли их многие другие.
Такова еще одна сторона всеобщих исходных источников социальных революций, связанных с телесной природной организацией живых людей, с противоречивым отношением людей к природе.
Итак, всеобщие противоречия социальной деятельности можно вывести из определений живых людей, разделенных на каждого и всех действительных индивидов.
Обнаруживается, что социальная революция имеет две существенные стороны. Она направлена на коренное преобразование как обработки людьми природы, так и обработки людьми людей (каждого и всех). Через данные две стороны социальная революция направлена социальное самоизменение живых людей, на изменение каждого и всех, составной части природы и составной части общества. Эти всеобщие определения противоречий социальных отношений характеризуют все три стороны социальной деятельности людей, но получают на каждой стороне свое, специфическое выражение.
Рассмотрим специфику социальных противоречий каждой из трех сторон социальной деятельности.
Противоречия первой стороны социальной деятельности.
Напомним, что первая сторона социальной деятельности, определена К.Марксом и Ф.Энгельсом как единство двух сторон - создание /”Д”/ людьми /”И”/ средств жизни /”мУ”/ ради удовлетворения /”Д”/ людьми /”И”/ потребностей жизни /”мУ”/. В первичных определениях средства жизни предстают как пища, питье, жилице, одежда к т.д., необходимые людям в силу их телесной организации. Однако в этом определении средств жизни скрывается возможность его дальнейшего разворота в людей как средств жизни, в общество как средство жизни. “Потребности жизни” в первичных определениях выступают как природные потребности людей, обусловленные их телесной организацией, но далее они развертываются в общественные потребности ладей, обусловленные их общественной организацией, и т.д.
Первая сторона социальной деятельности вбирает противоречия субъекта деятельности - каждого и всех, которые предстают как противоречия между действительными индивидами, создающими средства жизни, и действительными индивидами, не создающими средства жизни. Все действительные индивиды имеют потребности в удовлетворении своих потребностей жизни посредством средств жизни, и в этом все едины. Но каждый занимает определенное, неравное место в процессе создания средств жизни: одни создают, другие не создают средства жизни, - а также не равное положение в процессе удовлетворения потребностей жизни: одни удовлетворяют потребности жизни, другие нет. В этом заложены всеобщие источники социальных противоречий, а также источник социальных революций в истории человечества. Такое разделение действительных индивидов осуществляется в определенных общественных условиях их жизни и закрепляется общественными отношениями.
А потому, чтобы разрешить противоречия между создающими к не создающими действительными индивидами, противоречия процессов удовлетворения потребности жизни, людям необходимо изменить общественные отношения через изменение способа своего вместедействия.
Общественная революция оказывается средством для осуществления социальной революции, где последняя меняет положение каждого действительного индивида среди всех других действительных индивидов в процессах создания средств жизни и в процессах удовлетворения потребностей жизни.
Обратим теперь внимание на то, чтоакции деятельности, составляющие первую сторону социальной деятельности, определены, по существу, как диалектическое единство овнешнивания и овнутривания, присущие человеческой деятельности “вообще”. Создание (производство) средств жизни исходно предстает как овнешнивание людьми своей жизни, а удовлетворение потребностей в пище, питье, жилище, одежде и других средствах жизни исходно как овнутривание людьми своей жизни.
Соответственно, первой стороне социальной деятельности присущи противоречия между овнешниванием и овнутриванием людьми своей жизни, противоречия между процессами создания средств жизни и процессами удовлетворения людьми своих потребностей в средствах жизни.
Так, например, производство средств жизни (овнешнивание) может как количественно, так и качественно противоречить процессу удовлетворения каждым и всеми потребностей жизни (овнутриванию). Это непосредственно противоречит жизни действительных индивидов, грозя определенной части людей смертью от голода, холода, отравления лекарствами или пищей промышленного производства и т.д. Противоречия между процессами создания средств жизни (овнешниванием жизни) и процессами удовлетворения потребностей жизни (овнутриванием жизни) могут возникнуть как вследствие их несоответствия природной организации действительных индивидов, так и вследствие, их противоречий общественной организации этих индивидов. Так, например, создание средств жизни в виде наркотиков противоречит природе человека, разрушая его природную организацию, а создание средств жизни в виде денег разрушает его общественную организацию, подтачиваемую коррупцией, взяточничеством, общественным разъединением людей.
Можно сказать, что на первой стороне социальной деятельности противоречия овнешнивания и овнутривания находят свое выражение и в противоположности потребительской стоимости (как стоимости овнутривания) и меновой стоимости (как стоимости овнешнивания) в капиталистическом способе производства средств жизни и капиталистическом способе удовлетворения потребностей жизни, всесторонне проанализированном К.Марксом в “Капитале”.
Добавим к сказанному, что по мере перехода человечества от одной исторической ступени своего развития к другой возрастает роль общественных отношений в процессах создания средств жизни, которые начинают преобладать и господствовать над индивидуальным процессом создания средств жизни. Производство средств жизни превращается в общественное производство средств жизни. Однако процесс удовлетворения потребностей не может не оставаться, в конечном счете, индивидуальным, личностным, хотя также определен общественными отношениями. В этом заключено противоречие между общественным процессом овнешнивания и индивидуальным характером овнутривания средств жизни. От способа вместедействия, от характера общественных отношений зависит способ индивидуального удовлетворения потребностей жизни. Общественная сторона жизни людей может находиться через общественный характер производства средств жизни в противоречии с их индивидуальным характером удовлетворения потребностей жизни. В этом также скрыт один из источников социальных революций в истории человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим, что “в ходе исторического развития, и как раз вследствие того, что при разделении труда, общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или иной отрасли труда и связанным с ней условиям” /60/, т.е. общественной, жизни. Эти противоречия также являются источником социальных революций, исходящих от действительных индивидов, которые и во имя удовлетворения потребностей своей личной жизни преобразуют характер своей общественной жизни и в первую очередь способ общественного производства средств жизни.
Таким образом, одним из всеобщих источников социальных революций в истории человечества и являются реальные исторические противоречия между производством людьми средств жизни и удовлетворением людьми своих потребностей в средствах жизни. Эти противоречия достигают перед революцией такой степени, что определенным классам людей для того, чтобы выжить, необходимо изменить способ общественного производства средств жизни и общественно обусловленный способ удовлетворения потребностей в средствах жизни.
Социальные революции вырастают, таким образом, из противоречий исторически определенного способа жизни действительных индивидов, из противоречий между процессами овнутривания и овнешнивания людьми своей жизни, осуществляемых в процессах производства средств жизни и в процессах удовлетворения потребностей в средствах жизни, в которых проявляются противоречия индивидуальной и общественной жизни действительных индивидов.
Для разрешения данных противоречий социальные революции необходимо носят характер общественных революций, которые, в первую очередь, выступают как революции общественного производства средств жизни.
В общественном процессе производства средств жизни действительные индивиды на определенных ступенях истории человечества, как уже отмечалось выше, разделяются на индивидов, производящих средства жизни и индивидов, не производящих средства жизни. Последние, владея условиями производства - эти отношения К.Маркс и Ф.Энгельс обозначают как отношения собственности - принуждают производящих индивидов производить средства жизни не только на себя, но и на других. Так появляются производительные и непроизводительные индивиды и классы общества. С этого момента “духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов…” /61/. Каждая историческая ступень развития, предшествующая коммунизму, завершалась тем, что производительные классы, выступающие от имени всего общества, например, буржуазия, сами превращаются затем в непроизводительные, живущие за счет нового класса производителей. Эти противоречия также являются источником все новых социальных революций, в той или иной форме касающихся каждого индивида. В корне ликвидировать данное противоречие “возможно только путем уничтожения разделения труда”, – подчеркивают К.Маркс и Ф.Энгельс /62/. Ликвидация разделения труда и есть одна из задач социальной революции пролетариата, тогда как прежние социальные революции других классов всегда оставляли нетронутым прежний, разделенный характер труда, хотя и осуществляли соответствующую смену способов производства средств жизни и пеняли способ удовлетворения потребностей в средствах жизни, до поры до времени ликвидируя непроизводительные классы.
И, наконец, обратим внимание на то, что способ, “каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит, прежде всего, от свойств самих жизненных средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению” /63/. Можно добавить, что и способ удовлетворения людьми своих потребностей в средствах жизни зависит от свойств самих жизненных средств. Понятно, что речь идет как о природных, так и об общественных свойствах средств жизни, поскольку любая пища, любая одежда имеет не только природно-потребительские свойства, но и общественные свойства, такие как меновая стоимость, ценность, модность и т.д.
По существу, формулируя это положение в первом беловом варианте начала “Немецкой идеологии”, К.Маркс и Ф.Энгельс определяют механизм развития первой стороны социальной деятельности в ключе методологии определения человеческого отношения к миру, выявляющем общие законы развития любой человеческой деятельности. В этом случае К.Маркс и Ф.Энгельс анализируют относительно первой стороны социальной деятельности проявление диалектического единства деятельности и наделения деятельностью, отношения к предмету и предметного отношения.
Производство людьми средств жизни представляет собой определенное отношение. В нем есть исходный субъект отношения - живые люди (каждый и все), есть акции деятельности, образующие данное отношение - создание (производство); и есть продукт - предмет отношения средства жизни, созданные людьми (в их природной и общественной определенности). Люди сами создают свои средства жизни посредством своих отношений с миром природным и общественным. Средства жизни предстают наделенными деятельностью живых людей, аккумулирующими в себе эту деятельность. Обретая в процессах своего создания к исходным еще и новые свойства (через человеческую деятельность), средства жизни способны сами определять характер деятельности действительных индивидов, и в том числе способ производства средств жизни. Способ производства средств жизни, дабы быть успешным, должен соответствовать природе средств жизни и, наоборот, средства жизни, чтобы быть нужными, должны соответствовать жизни человека. Во взаимных отношениях людей к средствам жизни и средств к людям через их производство и через их потребление осуществляется развитие самих живых людей производства средств “жизни, а также и самих средств жизни.
Эти процессы насыщены противоречиями, возникающими вследствие:
а) несоответствия средств жизни потребностям действительных индивидов, их природе, их жизни;
б) несоответствия способа производства средств жизни средствам жизни, природе средств жизни;
в) несоответствия способа производства средств жизни природе, жизни действительных индивидов.
И в этих противоречиях таятся источники социальных революций в истории человечества. В тех исторических условиях, когда данные противоречия неразрешимы в рамках существующего способа производства средств жизни, неразрешимы в рамках данного способа жизни, тогда становятся необходимыми социальные революции.
Таким образом, определения первой стороны социальной деятельности, осуществленные К.Марксом и Ф.Энгельсом в “Немецкой идеологии”, обнаруживают материальную основу социальной революции в противоречиях способа производства средств жизни. Притом способ производства средств жизни представляет собой определённый способ жизни людей определенную сторону социальной деятельности, подлежащую революционному преобразованию через социальную революцию.
В определениях первой стороны социальной деятельности социальная революция предстает:
а) как способ разрешения коренных противоречий исторически определенного способа жизни действительных индивидов через преобразование способа производства их жизни, а, тем самым, и преобразование самих живых действительных индивидов;
б) как способ разрешения коренных противоречий- способа производства средств жизни через его преобразование, а, тем самым, и преобразование живых действительных индивидов;
в) как способ разрешения противоречий средств жизни через их преобразование, а, тем самым, и преобразование их способа производства и преобразование самих живых действительных индивидов.
Противоречия первой стороны социальной деятельности, и соответствующей ей стороны социальной революции, существуют в единстве с противоречиями способа удовлетворения действительными индивидами потребностей в средствах жизни.
И здесь существуют противоречия, являющиеся источниками социальных революций. Обнаружить их удастся в наиболее полной мере при анализе второй стороны социальной деятельности, поскольку здесь К.Маркс и Ф.Энгельс осуществляют разворот двух сторон именно процесса удовлетворения людьми потребностей жизни.
К анализу противоречий второй стороны социальной деятельности мы и переходим.
Сразу подчеркнем, что поскольку удовлетворение потребностей осуществляется людьми в процессах всей совокупности деятельности людей, то и противоречия второй стороны социальной деятельности предстают как совокупность и многообразие противоречий всех родов социальной деятельности, соответственно многообразию потребностей жизни и многообразию орудий удовлетворения потребностей жизни людей.
Противоречия второй стороны социальной деятельности.
Вторая сторона социальной деятельности предстает как создание /”Д”/ людьми /”И”/ новых потребностей жизни /”мУ”/, осуществляемое людьми /”И”/ в процессах удовлетворения /”Д”/ потребностей посредством орудий, их удовлетворения /”мУ”/, создаваемых людьми в процессах производства средств жизни, ради удовлетворения людьми потребностей жизни.
Перед нами определения, построенные на методологической основе исходных посылок материалистической теории истории и представляющие определенные отношения, притом довольно сложные отношения, весьма многосторонние. И каждая из сторон заключает в себе определенные противоречия.
Эти противоречия возникают по всем законам противоречий человеческой деятельности, определенным К.Марксом уже в “Экономическо-философских рукописях 1844 года”.
Вторая сторона социальной деятельности представляет человечество, с одной стороны, как действительных индивидов (каждый и все), удовлетворяющих потребности жизни посредством орудий удовлетворения потребностей жизни, и, с другой стороны, как действительных индивидов (каждый и все), создающих новые потребности жизни.
Здесь возникают специфические противоречия, тесно связанные с противоречиями первой стороны социальной деятельности. Во-первых, каждый действительный индивид для удовлетворения потребностей жизни нуждается в орудиях удовлетворения потребностей, которыми, однако, определенная часть действительных индивидов обладает не в том качестве количестве, как другая часть действительных индивидов. Это создает социальное неравенство в процессах удовлетворения потребностей жизни, закрепленное определенными общественными отношениями, в первую очередь классовыми делениями общества. На определенных ступенях исторического развития такие отношения социального неравенства по удовлетворению потребностей жизни посредством орудий удовлетворения становятся столь обесчеловеченными, что не обеспечивают существование и развитие определенных групп действительных индивидов, определенного их класса. Тогда и возникают источники социальных революций, призванных разрешить данные противоречия.
Полное уничтожение такого вида социального неравенства возможно только через коммунистическую революцию, создающую новое, коммунистическое общество, принципом которого, как известно, является от каждого по способностям, и каждому по потребностям. Это осуществляется путем равного наделения соответственно различным потребностям всех и каждого действительного индивида орудиями удовлетворения потребностей, в необходимом лично каждому и всем вместе количестве и качестве.
Прежние, докоммунистические социальные революции не уничтожали социальное неравенство, а каждый раз лишь иным способом распределяли орудия удовлетворения потребностей каждого и всех, сохраняя деление действительных индивидов на удовлетворенных и неудовлетворенных орудиями удовлетворения потребностей жизни. Тем самым, прежние социальные революции сохраняли социальные противоречия между действительными индивидами, сохраняли источники будущих, новых социальных революций нового угнетенного класса.
Разрешение названного противоречия через социальную революцию обусловливает необходимость общественной революции для ликвидации тех общественных отношений, которые, обеспечивая функционирование общества в условиях социального неравенства, тем самым закрепляют его.
Социальное неравенство людей возникает и в процессах создания новых потребностей. У одних действительных индивидов, имеющих орудия удовлетворения, процесс создания новых потребностей совершается количественно и качественно без существенных противоречий. Тем самым, обеспечивается определенное развитие действительных индивидов. В то же время у действительных индивидов, ограниченных орудиями удовлетворения, создание новых потребностей замедленно, что вызывает замедленное развитие их личности. Узкий кругозор, социальная забитость, ограниченность круга потребностей непосредственной, природной в своей основе, жизнью - такова неполная характеристика состояния угнетенного класса действительных индивидов в предшествующих коммунизму периодах истории.
Возникающие отсюда социальные противоречия между действительными индивидами также являются источниками социальных революций.
Противоречия второй стороны социальной деятельности проявляются в виде противоречия между процессами удовлетворения людьми потребностей посредством орудий удовлетворения и процессами создания людьми новых потребностей. Эти противоречия весьма многообразны.
Сразу отметим, что процесс удовлетворения потребностей жизни посредством орудий удовлетворения представляет собой о в н у т р и в а н и е людьми своей жизни. А процесс создания новых потребностей, для которых необходимо создание и новых орудий удовлетворения потребностей есть процесс о в н е ш н и в а н и я людьми своей жизни. Между овнутриванием и овнешниванием неизбежны противоречия как источник развития социальной деятельности.
Вместе с тем, в исторической действительности противоречия могут принять и такой характер, что требуют разрешения через социальную революцию. Так, например, хорошо известно, что перед революциями определенная часть действительных индивидов овнешнивает, т.е. выражает во вне свои новые, неудовлетворенные потребности через определенные акции деятельности в политических выступлениях, экономических волнениях, религиозных, философских взглядах, теориях и т.д. Выражение во вне новых потребностей противоречит прежнему способу удовлетворения потребностей в рамках прежних общественных отношений. Это является источником социальной революции в виде общественной революции.
В свою очередь рождение новых потребностей осуществляется по законам взаимодействия отношений к предмету и предметного отношения, в данном случае предметом выступают орудия удовлетворения потребностей. Орудия удовлетворения потребностей, созданные деятельностью людей, наделены человеческой деятельностью и в обратной взаимосвязи наделяют деятельностью действительных индивидов. И в этом заложено множество противоречий второй стороны социальной деятельности людей. Преодоление одних способствует развитию орудий удовлетворения потребностей и самих людей, а других - возникновению источников социальных революций. Противоречия, ведущие к революции, состоят в том, что не каждый действительный индивид равно развивается в отношениях к предмету и в предметных отношениях, не равно с другими удовлетворяет новые потребности в предмете. Неравенство, закрепленное определенными общественными отношениями, тормозя развитие действительных индивидов, становится источником социальной революции, обращенной на изменении прежних общественных отношений.
Противоречиями чреваты также отношения между процессами создания людьми новых потребностей и процессами создания людьми орудий удовлетворения потребностей. Обе стороны могут не соответствовать друг другу, одна - либо опережать другую, либо отставать от нее.
В качестве шестого примера такого несоответствия можно привести разрыв между существующими в нашей стране потребностями людей в книгах, журналах, газетах, и теми орудиями удовлетворения потребностей - количеством бумаги, качеством типографий и т.д., - которые не обеспечивают достаточного количества изданий для удовлетворения современных потребностей жизни. В этом случае новые потребности уже созданы, а создание орудий удовлетворения потребностей отстаёт.
Подобные диспропорции между различными родами деятельности людей, создающими новые потребности, и орудиями удовлетворения потребностей могут возникать во всех видах социальной деятельности людей. Так, например, в социалистическом обществе у большинства людей уже существует потребность в творческом, не разделенном на физический и умственный труде. А вот орудия труда в целом ряде отраслей общественного производства еще требуют механического, нетворческого, а главное разделенного труда. Это противоречие есть одно из существенных противоречий современного социализма, разрешимое по пути перехода к коммунизму.
На тех исторических ступенях, когда противоречия между созданными потребностями и орудиями удовлетворения потребностей не разрешимы в рамках данного способа производства орудий удовлетворения, в рамках данного способа жизни, возникают источники социальных революций. Задачей социальной революции в этом случае является изменение способа производства орудий удовлетворения потребности с целью создания орудий, соответствующих удовлетворению людьми новых потребностей жизни.
Противоречия могут возникнуть и между новыми потребностями и способом их удовлетворения, если способ удовлетворения потребностей противоречит природе потребностей, природе людей.
Простым примером такого несоответствия может служить еще распространенное в мире удовлетворение потребностей быть счастливым посредством алкогольных напитков. Они дают физиологическое чувство счастья, однако с угрозой разрушения психики индивида, что на самом деле делает индивида несчастным.
Другим примером несоответствия между потребностью и способом ее удовлетворения, искажающим жизнь действительного индивида, может служить удовлетворение рабочим потребностей жизни через продажу своей рабочей силы капиталисту ради получения работы. Это, в конечном счете, приводит (через подневольный труд) к искажению потребностей жизни рабочего в угоду власти капитала, а тем самым и к искажению личности действительного индивида - личности рабочего.
В условиях капитализма такой разрыв между возросшими потребностями жизни действительных индивидов (рабочих) и способом их удовлетворения является одним из источников социальной революции пролетариата. Революция осуществляется ради удовлетворения новых потребностей жизни людей путем коренного изменения способа удовлетворения ими своих потребностей.
Весь разворот доказательства противоположности капиталистического способа удовлетворения потребностей жизни человеческой природе, потребностей - как рабочего, так и капиталиста, - калечащих личность обоих, К.Маркс осуществляет в своих трудах, и особенно в “Капитале”. Однако методологические основы анализа данного противоречия социальной деятельности именно в капиталистическом обществе К.Маркс разработал уже в “Экономическо-философских рукописях, 1844 года” и совместно с Ф.Энгельсом в “Немецкой идеологии”.
Чреваты, наконец, противоречиями и сами потребности жизни действительных индивидов. Потребности представляют собой диалектическое единство природных и общественных прошлых и настоящих потребностей, индивидуальных и общественных потребностей, потребностей производства и потребностей общения, потребностей одного класса, противоречащих потребностям другого класса, и т.д. Чреваты противоречиями потребности действительных индивидов и потому, что они представляют диалектическое единство материальных и духовных потребностей, порожденных противоположностью материальной и идеальной жизни людей, материальной и духовной деятельности действительных индивидов.
Те противоречия потребностей, которые на определенной ступени исторического развития людей становятся неразрешимыми в рамках существующего способа жизни действительных индивидов, являются еще одним источником социальных революций. И неслучайно К.Маркс и Ф.Энгельс в “Немецкой идеологии” подчеркивают, “что каждая революция и результат ее обуславливались этими отношениями (отношениями индивидов - В.Ш.), обуславливались потребностями” /64/ действительных индивидов.
Таким образом, вторая сторона социальной деятельности определяет противоречия как:
а) противоречия между действительными индивидами, владеющими орудиями удовлетворения потребностей, и действительными индивидами, не владеющими орудиями удовлетворения потребностей;
б) противоречия между действительными индивидами, создающими новые потребности (что способствует развитию их личности), и действительными индивидами, не создающими новые потребности (что тормозит развитие их личности);
в) противоречия между индивидуальными роцессами удовлетворения потребностей каждым и общественными отношениями всех действительных индивидов, в рамках которых осуществляется этот процесс;
г) противоречия между процессом удовлетворения людьми потребностей посредством орудий удовлетворения и процессом создания людьми новых потребностей;
д) противоречия между процессом удовлетворения людьми потребностей и орудиями удовлетворения потребностей;
е) противоречия между природными и общественными потребностями людей, прежними и новыми потребностями людей, индивидуальными и общественными потребностями людей и т.д.
Поскольку каждое из названных противоречий в определенной мере фиксируется и регулируется общественными отношениями людей, то их разрешение обусловливает переворот в общественных отношениях. А потому социальные революции и предстают как общественные революции.
Противоречия третьей стороны социальной деятельности
Напомним, что третья сторона социальной деятельности определена К.Марксом как делание (в актах размножения и др.) /”Д”/ живыми людьми /”И”/ других людей /”мУ”/ в процессе ежедневного делания /”Д”/ живыми людьми /”И”/ своей собственной жизни /”мУ”/.
Третья сторона социальной деятельности включает все противоречия первых двух сторон. В этом легко убедиться, если вдуматься в ее определения. Ведь, на самом деле, в ежедневном делании людьми своей собственной жизни, им необходимы средства жизни, орудия удовлетворения потребностей жизни, т.е. то, что составляет содержание первых двух сторон социальной деятельности. А соответственно и здесь проявляются все те противоречия социальной деятельности, которые разобраны на присущие двум другим ее сторонам, уже проанализированные нами.
Следует обратить внимание и на то, что К.Маркс и Ф.Энгельс снова начинают анализ с природной определенности социальной деятельности людей в данном случае с создания людьми людей через размножение. Природой обусловленная деятельность осуществляется в первом социальном отношении людей в отношениях между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, в семье. Такова логика марксистского обоснования материалистического понимания истории, претворения положения о том, что человек - часть природы. Материалистическое понимание истории не исключает природу из социального процесса жизни людей, из историй человечества.
Начав с природной определенности третьей стороны социальной деятельности, К.Маркс и Ф.Энгельс на этом не останавливаются. Люди делают людей не только через природой обусловленное размножение, но и через общественно обусловленный труд, наделяя их потребностями в труде или не наделяя таковыми. Отсюда в делание людьми людей необходимо включается и воспитание, и управление, короче, все виды деятельности людей, посредством которых люди обрабатывают природу и обрабатывают людей. Соответственно, третья сторона социальной деятельности включает всю совокупность социальных и общественных отношений, создаваемых людьми в процессах обработки природы и обработки людей. Ее противоречия - совокупность противоречий социальной деятельности.
Вместе с тем противоречия третьей стороны социальной деятельности имеют и свою специфику.
В данном социальном отношении человечество /”И”/ предстает раздвоенным на каждого, ежедневно создающего собственную жизни, и не каждого, создающего других людей. Это является источником определенного неравенства между людьми.
Обращает на себя внимание то, что К.Маркс и Ф.Энгельс четко выделяют раздвоенность субъекта социальной деятельности на каждого и всех, раздвоенность социальной деятельности на каждого (индивидуальную) и всех (общественную), а также раздвоенность материальных условий жизни действительных индивидов на жизнь каждого (собственную, индивидуальную) и жизнь всех других (общественную). Мы еще раз можем убедиться в том, что марксизм никогда не терял отдельного, озабоченного собственной жизнью, действительного индивида. Гуманизм К.Маркса и Ф.Энгельса носил не абстрактный, общечеловеческий, классовый или общественный характер, а исходил из жизни каждого среди всех. И если действительным индивидам жилось плохо среди других действительных индивидов, то надо было найти материальные источники неравенства, угнетения, несправедливости каждого отдельного индивида. Найти источники социального неравенства и пути их преодоления и было задачей, поставленной К.Марксом и Ф.Энгельсом при разработке материалистической теории истории.
Соответственно раздвоенности субъекта социальной деятельности на каждого и всех раздвоены и социальные акции деятельности /”Д”/ действительных индивидов: они определены как делание людьми собственной жизни и делание людьми других людей в процессах размножения и др., а также создание социальных и общественных отношений между ними, увеличивающихся по мере роста числа людей и роста потребностей людей.
Материальными условиями /”мУ”/ являются живые люди, ежедневно воспроизводящие собственную жизнь. Наличие у живых людей потребностей в продолжении человеческого рода, наличие у них средств жизни и т.д.; существование отношений между людьми - как социальных, так и общественных.
Соответственно противоречия третьей стороны социальной деятельности выступают как: а) противоречия между всеми и каждым действительным индивидом, ежедневно воспроизводящими свою собственную жизнь, и той частью индивидов, которые не производят чужую жизнь, не производят других людей. Такие противоречия весьма наглядно проявляются в демографических проблемах. Так, например, сегодня в мире в одних странах процессы воссоздания действительными индивидами своей собственной жизни противоречат катастрофически нарастающему процессу увеличения населения. А в других странах, наоборот, процессы создания собственной жизни не сопровождаются соответствующим ростом числа новых людей, что создает проблемы трудовых ресурсов, обеспечения старости и т.д.
Названные противоречия могут принимать и иные формы, как, например, противоречия между ежедневным деланием старшими поколениями людей собственной жизни и процессами делания других людей людьми нового поколения. Такие противоречия наглядно обнаруживаются и в современных семейных отношениях, а их решение одна из социальных проблем жизни людей.
На известных ступенях истории противоречия, вызванные неравенством каждого и всех, оказываются неразрешимы в рамках данного способа жизни людей. Тогда они становятся источниками социальных революций.
Неравенство в отношениях продолжения собственной жизни и продолжения рода человеческого принимают на некоторых ступенях развития человечества обесчеловеченный характер. Так, например, в суровых, голодных условиях жизни первобытного общества взрослые поколения людей делали собственную жизни непосредственно за счет стариков и детей, т.е. за счет тех поколений, которые природно еще или уже не были способны к продолжению человеческого рода. В другие эпохи из продолжения человеческого рода исключались молодые поколения, природно уже способные к продолжению человеческого рода, но общественно еще незрелые, или общественно наказуемые и т.д. Это также приводит к целому ряду противоречий.
Противоречия третьей стороны социальной деятельности вы ступают и как:
б) противоречия между процессами делания людьми новых людей через размножение и др. и процессами создания людьми новых социальных и общественных отношений, в том числе и отношений семейных.
Так, например, легко обнаружить противоречия в те периоды истории, когда акты продолжения рода человеческого считались греховными деяниями. Хотя, семейные узы их в какой-то мере освящали, но более нравственным считалось вовсе воздержание от греха. В результате христианская часть человечества жила в постоянном противоречии между материальными жизненными потребностями продолжения человеческого рода и теми отношениями между людьми, в которых удовлетворение этой потребности духовно осуждалось или вовсе запрещалось. Каждый из людей продолжал род человеческий в постоянном противоречии с самим собой, в противоречии с общественными отношениями.
И здесь, как бы мы не закрывали на это глаза, тоже таятся источники социальных революций. Особенно надо обратить внимание на насущную необходимость разрешить вековые противоречия между мужчиной и женщиной. В этом социальном отношении, , которое, как пишут К.Маркс и Ф.Энгельс, сперва было лишь “разделением труда в половом акте” /65/ на определенных ступенях истории осуществлялось дальнейшее разделение труда между мужчиной и женщиной, что вело к неравенству между мужчиной и женщиной, к угнетению в конечном итоге мужчинами женщин. Социальная революция вырастает и из противоречий между мужчиной и женщиной как первых социальных отношений людей.
И, наконец, противоречия третьей стороны социальной деятельности проявляются как: в) противоречия материальных условий жизни действительных индивидов, предстающих как противоречия между живыми людьми, их потребностями в продолжении человеческого рода и теми социальными отношениями, в рамках которых осуществляется удовлетворение потребности в создании новых людей.
Этих противоречий в истории человечества тоже немало.
Во-первых, в определенных исторических условиях могут существовать несоответствия между количеством мужчин и женщин, способных к продолжению человеческого рода. Истребительные войны, вызывающие уничтожение мужчин, переселение преимущественно мужчин в страны Нового Света и т.д. способствует возникновению такого рода противоречий, выступающих в качестве материальных условий жизни людей тех или иных эпох, того или иного региона мира.
Во-вторых, противоречия скрыты и в разрывах между природной потребностью в продолжении человеческого рода, возникающей ныне задолго до наступления социальной зрелости людей. Это влечет за собой создание таких отношений между людьми, которые данные противоречия не снимают, однако регулируют определенным образом. Такое социальное регулирование исторически определено и исторически же меняется, отодвигая, например, общественно установленные границы брачного возраста то в ту, то в другую сторону
В-третьих, противоречиями полны и сами формы отношений между людьми, в рамках которых люди осуществляют продолжение человеческого рода. При этом формы общения могут прийти в противоречия с потребностями продолжения рода, в противоречия с живыми, весьма индивидуальными по потребностям людьми и т.д. Так, например, в условиях гибели большого числа мужчин в войнах нарушается естественная возможность для каждой зрелой женщины участвовать в продолжении рода человеческого, если таковое допустимо только в рамках нерасторжимых брачных уз. Естественно, что в таких условиях люди стихийно меняют свои общественные отношения, изменяя, например, свои отношения к одиноким матерям, как юридически, так и практически в реальной повседневной жизни.
Неразрешимость противоречий материальных условий жизни, определяемых в параметрах третьей стороны социальной деятельности людей, также является одним из источников социальных революций. Сюда входит, например, коренное изменение форм общения между мужчиной и женщиной. Неслучайно, каждая социальная революция меняла формы семьи, а не только классовую структуру общества.
Таким образом, в параметрах исходных определений деятельности третьей стороны социальной деятельности, социальные революции предстают как коренное изменение отношений между людьми, как коренное изменение отношений между мужчиной и женщиной, как изменение форм семьи, как коренное изменение всех общественных отношений, являющихся условием угнетения, неравенства, эксплуатации человека человеком. Изменение общественных отношений необходимо для обеспечения существования человечества через создание людьми условий, обеспечивающих им возможность не только воссоздания собственной жизни, но и продолжения человеческого рода, для создания человеческой жизни для других людей в каждой стране, во всем мире.
Третья сторона социальной деятельности – еще одна сторона земной, материальной основы истории, без которой невозможно существование человечества, невозможна история людей, и здесь также возникают источники социальной революции.
Противоречия третьей стороны социальной деятельности далее могут быть развернуты в целый ряд противоречий, возникавших в процессах создания людьми собственной жизни через труд. Этот анализ, частично намеченный нами при выявлении противоречий первой и второй стороны социальной деятельности, приводит К.Маркса к выводам об отчужденном характере труда в условиях капитализма. Ликвидация всех общественных отношений, обусловливающих отчужденный характер труда - также одна из задач коммунистической революции.
Противоречия третьей стороны социальной деятельности могут быть развернуты далее в виде противоречий обмена и распределения средств жизни, орудий удовлетворения жизни, потребностей и др. Формы обмена и распределения существуют в рамках определенных общественных отношений, закрепляя социальное неравенство между действительными индивидами. Ликвидация неравенства и в этой сфере социальных отношений - также одна из задач коммунистической революции.
Противоречия третьей стороны социальной деятельности могут быть далее рассмотрены и как противоречия отношений собственности, экономически и политически закрепляющие отчужденный характер труда, неравенство распределительных отношений, классовое членение общества. Тем самым происходит отчужденно от действительных индивидов их собственной социальной жизни, господствующей над ними в виде государства, идеологии господствующего класса и т.д.
Следует подчеркнуть, что третья сторона социальной деятельности лишь и с х о д н о начинается с природой определенной деятельности по продолжению человеческого рода. Далее, развертывая создание людьми собственной и чужой жизни через всю совокупность социальной деятельности людей, посредством которой действительно обеспечивается собственная и чужая жизнь, и, анализируя соответствующие противоречия, можно выявить всю совокупность источников социальных революций в истории человечества.
В данном разделе мы, однако, сочли необходимым обратить внимание на логику развертывания определений социальной деятельности, которая предусматривает н а ч а л о с природной определенности социальной деятельности каждого и всех, и противоречия которой нельзя исключать из источников социальной революции.
Представляется, что и “потеря” природного основания социальной деятельности является одной из теоретических причин длительного игнорирования экологических последствий производственной деятельности людей, а также до сего дня сохранившего в катастрофически неудовлетворительном состоянии полового воспитания в нашей стране. К тому же и эмансипация женщины, а главное многие современные рецепты по преодолению ее негативных последствий, еще не достигли того уровня гуманизации общественных отношений, которые необходимы каждому и всем - мужчинам и женщинам в социалистическом обществе.
Социальная программа решения насущных проблем перестройки социалистического общества необходима сегодня как целостная, комплексная, включающая все стороны социальной жизни каждого и всех граждан социалистического общества. Социальная программа не может предстать только как программа продовольственная, жилищная, ликвидация товарного дефицита. Эти программы - только начало глубоких социальных преобразований во имя человека, каждого и всех, живущих индивидуальной и общественной жизнью в их диалектическом, неразрывном единстве с присущими ему противоречиями. И неслучайно начатая перестройка обнаруживает сегодня все новые и новые социальные проблемы демократизации советского общества и в области межнациональных отношений, и в необходимости гуманизации условий тюремного заключения, и в создании правового государства.
Пренебрежение социальными последствиями тех или иных экономических, политических, юридических изменений общественных отношений всегда было чревато социальными конфликтами. И в социалистическом обществе дело обстоит не иначе. Поэтому перестройка и необходима как социальная революция, ликвидирующая деформации социалистических общественных отношений, происшедшие в прошлой истории нашего общества во всех сферах жизни людей.
актуализировано 19. Dezember 2007