§ 5. Исходные определения социальной революции | Вальтраут Шелике

 Другие мои страницы...

§ 5. Исходные определения социальной революции

Исходные основания материалистического понимания истории (монография)
ГЛАВА III

<< к началу монографии << назад

Постановка проблемы
Характеристика перестройки как настоящей социальной революции /66/ вызывает необходимость еще раз обратиться к всеобщим определениям социальной революции в работах основоположников марксизма-ленинизма. Надо сказать, что проблема дефиниции социальной революции широко обсуждалась в марксистской философской литературе 60-70 гг., что вызвало затем выход в свет ряда статей и монографий /67/. При этом обнаружился ряд разногласий по дефиниции социальной революции, сводящихся к проблеме применимости понятия “социальная революция” к смене раннеклассовых формаций, к вопросам о соотношении понятий “социальная” и “политическая революция”, к разработке понятий “революция в узком смысле” и “революция в широком смысле” /68/. По существу за этими понятийными вопросами – проблемы выявления всеобщих и особенных законов революционной смены общественно-экономических формаций и внутриформационных революций. Проблемы определения социальной революции также вызывают острую идеологическую борьбу с противниками марксизма-ленинизма /69/. Все это с необходимостью ставит обществоведов перед задачей решения ныне еще спорных проблем о всеобщем содержании социальных революций /70/.
В данном разделе нашей работы ставится задача выявить исходные определения социальной революции в работах К.Маркса и Ф.Энгельса. В разделе подводятся итоги материала предыдущих глав работы с привлечением вместе с тем и определений, которые нами еще не анализировались.
Обращаясь сегодня к исходным определениям социальной революции К.Марксом и Ф.Энгельсом, необходимо иметь в виду, что положения, которые могут показаться сложными, абстрактными философскими дефинициями, на самом деле выдвигались К.Марксом и Ф.Энгельсом не просто для узкого круга посвященных в философские изыски, а разрабатывались в статьях и работах, предназначенных для широкого массового читателя ХIX в. Статьи 1844-1846 гг. были составной частью идеологической борьбы в Европе накануне революции 1848 г. В них К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывали и отстаивали коренные интересы пролетариата по самым различным параметрам классовой борьбы того времени, и в том числе и по вопросам социальной революции. Как верно замечает Е.Н.Мощелков, “… вопрос о путях и способах общественного преобразования, понимание сущности социальной революции становится, в конечном итоге, центральным пунктом разногласий в оппозиционном движении Германии 40-х годов ХIX века”. /71/
Вот почему изучение исходных определений социальной революции и методологии их развертывания в работах К.Маркса и Ф.Энгельса того времени актуально сегодня не только в чисто философском смысле, способствуя разрешению одной из ныне спорных проблем дефиниции социальной революции, но имеет весьма существенное значение и для теории и практики современных революционных процессов. Многие аспекты теоретической идейной борьбы К.Маркса и Ф.Энгельса в XIX в. необходимо использовать для решения практических вопросов современности.
Вместе с тем, выявление исходных определений социальной революции и их дальнейшего развертывания имеет прямое отношение и к проблемам систематизации категорий исторического материализма, без чего невозможно совершенствование преподавания исторического материализма. Предпринятая в данной разделе систематизация и субординация различных определений социальной революции в работах К.Маркса и Ф.Энгельса /72/ в некоторой мере может, на наш взгляд, послужить основой для разворота определений и других ведущих категорий материалистического понимания истории, или, во всяком случае, дать импульс для дальнейших коллективных размышлений над данной проблемой.
Поскольку, как отмечал К.Маркс, конкретное потому и конкретно, что оно есть синтез многих определений, единство в многообразном, то естественно многообразие определений социальной революции, которое дают в своих работах К.Маркс и Ф.Энгельс. Воссоздать целостность определений данной ведущей категории материалистической теории истории, выстроив разрозненные определения в стройную систему, в которой каждое новое определение строится на основе предыдущего и является его дальнейшим разворотом - задача не из простых, особенно в связи с нерешенностью сегодня общих проблем систематизации категорий исторического материализма. Некоторыми соображениями по данной проблеме мы и поделимся.

Исходное содержание и источники социальной революции
Начнем о того, что еще раз обратим внимание в работах 1844 1846 гг. К.Маркс и Ф.Энгельс придают большое значение определению сущности человеческой ж и з н и. В известной мере можно проследить закономерность, состоящую в том, что практически каждое ведущее понятие материалистической теории истории получает определение как разворот определенной стороны человеческой жизни. Так, хорошо известно определение К. Марксом и Ф.Энгельсом в “Немецкой идеологии”, где бытие людей “есть реальный (wirkliche) процесс их жизни”. /73/. Известно также, что из жизненного процесса людей К.Маркс и Ф.Энгельс выводят сознание людей /74/. Напомним, и то, что материальные условия жизни людей включены К.Марксом и Ф.Энгельсом в три исходные посылки материалистического понимания истории, разработанные в “Немецкой идеологии” /75/. А классическая формулировка в “Предисловий “К критике политической экономии”, согласно которой способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовные процессы жизни вообще /76/, также строится на субординации разных сторон человеческой жизни.
В приведенных определениях по существу прослеживается методология начала разворота категории исторического материализма, начиная с жизни людей. Такое начало К.Маркс и Ф.Энгельс четко подчеркивают в “Немецкой идеологии”, начиная развертывание материалистического понимания истории с известного положения о том, что “… люди должны иметь возможность жить (подчеркнуто нами - В.Ш.), чтобы быть в состоянии “делать историю” /77/. Наглядно действительное начало с жизни, с жизненных отношений как предпосылки, условия и результата человеческой деятельности.
В этом же методологическом ключе социальная революция получает определение как “протест человека против обесчеловеченной жизни …” /78/. Аналогично определял социальную революцию и В.И.Ленин, когда писал: “Социальная революция вырастает … из того, что десятки миллионов людей говорят: “Жить, голодая, мы не будем, а лучше умрем за революцию” /79/. В русле данных методологических традиций марксизма лежит и определение задач социалистической революции, начатой Октябрем, данное М.С.Горбачевым - “построить новое общество, способное обеспечить достойную человека жизнь” /80/.
Представляется, что определение социальной революций как протеста человека против обесчеловеченной жизни отвечает требованиям, которые предъявляются к началу, к исходному определению категорий исторического материализма.
Такое исходное определение социальной революции как протеста человека против обесчеловеченной жизние по существу дается людьми, реально “делающими революцию”. Оно реально существует на первичном, эмпирическом уровне знаний людей о социальной революции. “Лучше умереть стоя, чем жить на коленях” - таково одно из действительных выражений протеста против обесчеловеченной жизни. Приведенное исходное определение революции понятно, массовидно, миллиарды раз встречалось. Оно простое и обыденное, т.е. именно таково, каким ему, согласно В.И.Ленину, /81/ следует быть в качестве исходного определения.
В определении социальной революции как протеста человека против обесчеловеченной жизни революция в действительности предстает “именно на уровне первоначального о нем представления, на уровне живого созерцания, и в этом смысле - на эмпирическом…” /82/. Вместе с тем, это определение представляет собой не только начало, но и конец явления. Оно не только исходный пункт, но и результат теоретического уровня познания явления действительности, вся глубина и многосторонность которого становятся очевидными только через всю совокупность развертывания исходного определения, когда начало и конец совпадают в итоге, и явление их предстает во всем его многообразии и во всей его полноте.
Необходимо при этом подчеркнуть, что на каждой исторической ступени развития человечества конфликт между человеком и обесчеловеченной жизнью проявляется в специфических, данной ступени соответствующих формах. Но, тем не менее, именно этот конфликт, так или иначе, в той или иной мере всегда присутствует в каждой социальной революции. Он является ее всеобщим источником, ее содержанием, ее противоречием, разрешение которого и есть конечная цель социальной революции.
Таким образом, источник социальной революции исходно может быть определен как конфликт между действительными индивидами /”И”/ и способом их жизни (Lebensweiβe) /”Д”/, ставшим обесчеловеченным, т.к. противоречит человеческой жизни действительных индивидов, ломает человеческое в действительных индивидах. Разрешение этого конфликта и есть исходное определение содержания, цели социальной революции /83/.
Каждый исторически определенный способ жизни действительных индивидов осуществляется в рамках определенных жизненных отношений (Lebensverhaеltnisse) /”мУ”/. Поэтому соответственно социальная революция представляет собой революцию способа жизни /”Д”/ и революцию жизненных отношений /”мУ”/. Она ломает старый, обесчеловеченный способ жизни и ему соответствующие обесчеловеченные жизненные отношения и создает новый человечный способ жизни и ему соответствующие человечные жизненные отношения.
При таком логическом переходе становится очевидным, что социальная революция сама предстает как о т н о ш е н и е. Это отношение протеста/”Д”/ действительных индивидов /”И”/ против обесчеловеченного способа жизни /”Д”/ и обесчеловеченных жизненных отношений /”мУ”/. К последним действительные индивиды относятся как к обесчеловеченным.
В исходном определении социальной революции как протеста человека против обесчеловеченной жизни по существу скрыто отношение” самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречавшееся отношение” /84/, с которого и следует начинать анализ.
Тому, что отношение, лежащее в основе социальной революции, действительно массовидно и просто, свидетельствует то, что эмпирически в процессе своей жизни каждый действительный индивид так или иначе всегда относится к своему способу жизни, к своим жизненным отношениям. Индивид либо доволен, либо недоволен своей жизнью. Он либо готов ее изменить, либо покорно подчиняется сложившимся жизненным отношениям. Социальная революция тем и отличается от иных, нереволюционных отношений людей к своей жизни, что представляет собой протест против обесчеловеченной жизни. Она - активное преобразующее отношение действительных индивидов к способу своей жизни и своим жизненным отношениям, ставшими невыносимыми, приводящими к революции.
Характеризуя социальную революцию как определенное отношение действительных индивидов к способу своей жизни и к своим жизненным отношениям, мы “исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами …” /85/, как того требовал Ф.Энгельс, характеризуя логический метод исследования, примененный К.Марксом.
Направленность социальной революции на способ жизни и жизненные отношения действительных индивидов позволяет в самых общих чертах обозначить источники и объем преобразований, осуществляемый социальной революцией. Приведем в этой связи деление Ф.Энгельса, согласно которому, социальная революция “более всеобъемлющая и более глубокая, чем какая-либо другая. Нет такой, хотя бы самой отдаленной области… человеческих жизненных отношений, которые так или иначе не повлияла бы на нее и, в свою очередь, не претерпели бы под ее воздействием каких-либо изменений /86/. Источники социальной революции определены всей системой, противоречий исторически определенных жизненных отношений. Это с одной стороны. А с другой стороны, социальная революция направлена на преобразование всей системы исторически определенных жизненных отношений. А по тому социальная революция - целостна.
Представляется правомерным взять в качестве всеобщей исходной основы для дальнейшего развертывания противоречий во все более конкретные определения противоречие между жизненными силами действительных индивидов и способом их жизни, их жизненным отношениям, не соответствующим жизненным силам действительных индивидов. Протест человека против обесчеловеченной жизни и возникает вследствие несоответствия прежнего способа жизни, прежних жизненных отношений возросшему уровню жизненных сил действительных индивидов вследствие невозможности реализовать новые жизненные силы в рамках прежних жизненных отношений. Возникает осознанное отношение действительных индивидов к прежнему способу жизни и к прежним жизненным отношениям как к обесчеловеченным, что является духовным источником их протеста, духовным источником социальной революции.
На этом оснований возможно дальнейшее, более конкретное определение противоречий, являющихся источником, а их разрешение - содержанием социальной революции. Всю логику их развертывания мы не имеем возможности обозначить в данной работе. Отметим, однако, что отсутствие в литературе исходных определений социальной революции, начало логического движения с понятий, относящихся к конкретному уровню анализа (например, когда характеристика социальной революции начинается с ее определения как высшей формы классовой борьбы, которое, по существу, конечно, верно, но его необходимо последовательно вывести и обосновать целой системой переходов по лестнице понятий), дает возможность возникновению усеченных определений социальной революции, либо ведет к необходимости рассматривать понятия социальной революции в узком и широком смысле. Это, как отмечает М.А.Селезнев, неизбежно порождает большие неудобства” /87/ и, добавим, порождает дискуссии по выяснению наличия или отсутствия социальной революции в доклассовых формациях, которые, например, имели место в 60-е - 70-е гг. в советской исторической и философской литературе.
Исходное определение социальной революции как отношения протеста действительных индивидов к обесчеловеченному способу своей жизни и к своим обесчеловеченным жизненным отношениям далее может быть развернуто методом дальнейшего расчленения исходного отношения на новые отношения. Между ними исторически существуют и логически определяются при конкретном анализе те противоречия, которые являются источником социальной революции, и разрешение которых определяет ее содержание.
Метод развертывания исходного отношения на новые определения через расчленение (Zergliederung) исходного отношения на две новые стороны, которые также относятся друг к другу и между которыми также возникают противоречия, разрешаемые в действительности возникновением еще одного, нового отношения, Ф.Энгельс, как известно, характеризует как логический метод, применяемый К.Марксом /88/.
При таком методологическом подходе, в первую очередь, еще раз надо обратить внимание на то, что жизненные отношения людей на всем протяжении истории складываются из двух сторон из жизненных отношений людей к природе и из жизненных отношении людей к людям. Одним из открытий материалистического понимания истории и было выявление диалектического единства обеих сторон в историческом процессе развития человечества, в котором отношения людей к природе определяют отношения людей к людям и обратно - отношения людей к людям определяют отношения людей к природе. Исторически между обеими сторонами жизненных отношений возникают и такие противоречия, которые являются источниками социальной революции.
Это, во-первых, все те противоречия жизни, которые ставят под угрозу п р и р о д н у ю жизнь людей, вызванные бесчеловечным отношением людей к природе (как вне себя, так и внутри себя) и обратно природы к людям. На протяжении истории эти противоречия принимали разные формы, вплоть до возникновения сегодня глобальных проблем демографических, экологических, медицинских. Они - источник, а их разрешение - содержание социальной революции как революции, направленной на изменение жизненных отношений людей к природе. Голод, чума и многое другое, ставившее людей в прошлом на грань смерти, уже не раз становилось непосредственным источником социальных движений и социальных революций в истории человечества, было проявлением протеста человека против обесчеловеченной жизни. Обесчеловеченность жизни проявлялась как невозможность в прежних условиях обеспечивать природное существование части человечества, или, если обратиться к современности, существование всего человечества.
Точно также, как в истории людей нельзя не учитывать отношения людей к природе, что постоянно подчеркивали К.Маркс и Ф.Энгельс /89/, так и из социальной деятельности людей, составляющей существенное содержание исторического процесса, и основанной на трех первичных исторических актах деятельности людей, обращенных как на природу, так и на людей, и соответственно, из социальной революции как определенного, революционно-преобразующего вида социальной деятельности нельзя исключить отношения людей к природе. Разрешение конфликтов отношений людей к природе, грозящих существованию людей, является составной частью социальной революции.
Во-вторых, все противоречия жизни, связанные с теми отношениями людей к людям, которые ставят под угрозу человеческую жизнь людей, и на протяжении истории также принимающие разные формы вплоть до возникновения сегодня реальной опасности самоуничтожения человечества непредотвращением термоядерной катастрофы, также представляют собой составную сторону источников социальной революции как революции, содержание которой - ликвидация обесчеловеченных жизненных отношений людей к людям. Жизнь одних людей за счет жизни других, угнетение одними людьми других, господство одних людей над другими вплоть до уничтожения одними людьми других людей - все эти противоречия, как и голод и чума, уже не раз были и продолжают оставаться источником социальных революций в истории человечества, протеста человека против обесчеловеченной жизни, против жизненных отношений, которые не обеспечивают части или даже всему человечеству достойной человека жизни.
Таким образом, социальные революции в истории человечества возникают из конфликта между действительными индивидами и жизненными отношениями людей к природе и жизненными отношениями людей к людям, когда неразрешенность противоречий ставит под угрозу существование части или всего человечества в целом. Разрешение данных противоречий социальной революцией обеспечивает человечеству дальнейшее существование .
Вместе с тем посредством коренных преобразований существующего способа жизни, существующих жизненных отношений, существующего человечества, социальная революция обеспечивает не только существование , но и дальнейшее развитие действительных индивидов, их способа жизни и их жизненных отношений. Она осуществляет переход к более человеческому способу жизни, человеческим жизненным отношениям. Таковы всеобщие источники и направленность социальной революции человечества, протестующего против обесчеловеченной жизни, созданной человечеством и им же преобразуемой в человечную жизнь.
Конкретно-историческое содержание социальной революции (как революции способа жизни и революции жизненных отношений), а также закономерности ее осуществления могут быть выявлены только на конкретном уровне анализа. Для этого необходим переход к новому категориальному ряду посредством развертывания содержания способа жизни и жизненных отношений, предстающих как способ производства (Produktionsweise) /90/, способ общения (Verkehrsweise), способ совместной деятельности (Weise des Zusanmenwirken) /91/ и соответственно как производственные отношения (Produktionsweise), отношения общения (Verkehrsverhаeltnisse), общественные отношения (Gesellschaftsverhaeltnisse).
Некоторые параметры определения социальной революции через понятия данного категориального ряда изучены сегодня в большей степени, чем другие, но весь их объем еще не охвачен полностью так, как это осуществлено К.Марксом и Ф.Энгельсом в их работах.
В современной учебной и научной литературе социальная революция характеризуется как вырастающая из противоречий между производительными силами и производственными отношениями со ссылками на соответствующую формулировку К.Маркса из “Предисловия “К критике политической экономии” /92/, что, конечно, не вызывает сомнений. Вместе с тем, подчеркнем, что в арсенале определений К.Марксом и Ф.Энгельсом источников исторического процесса развития человечества, и, соответственно, и источников социальной революции как определенного способа разрешения существующих противоречий, фигурируют также противоречия между производительными силами и способом производства /93/, противоречия между производительными силами и формой общения /94/, между производительными силами и общественными отношениями /95/. К.Маркс и Ф.Энгельс выявляют целый ряд противоречий, являющихся источником социальной революции, а их разрешение - ее содержанием.
Соответственно социальная революция предстает направленной на изменение способа производства, форм общения и общественной организации. Производство, общение и общество - та исходная клеточка всеобщих видов социальной деятельности людей, которая образует материальное содержание общественно-экономических формаций. На этой материальной основе образуется формация идей, теорий, представлений, т.е. общественное сознание людей. В период цивилизации связующим звеном общественно-экономических формаций является государство, которого еще нет в первобытнообщинном обществе и не будет в коммунистическом обществе. Отсюда, однако, следует, что именно противоречия между производительными силами и способом производства и производственными отношениями, противоречия между производительными силами и способом общения и отношениями общения, между производительными силами и способом совместной общественной деятельности и общественными отношениями составляют всеобщую материальную основу противоречий источников социальных революций на протяжении всей истории человечества, предшествующей коммунизму. Противоречия материальной основы человеческой истории отражаются в общественном сознании, в борьбе теорий, взглядов, представлений, права, морали и т.д., а их преобразование составляет содержание духовной стороны социальной революции.
Объем предлагаемой монографии не позволяет подробно остановиться на данном, конкретном уровне анализа К.Марксом и Ф.Энгельсом всеобщих источников и содержания социальных революций. Отсылаем читателя к соответствующей работе “Социальная революция: общее и особенное” /96/.

Исходные определения субъекта социальной революции
Исходные определения социальной революция включают выявление субъекта социальной революции, который только при более конкретном анализе предстает в качества определенного класса общества. Классовое определение субъекта социальной революции необходимо логически вывести и обосновать целой системой доказательств. Одно это говорит о том, что классовая характеристика субъекта социальной революции не может быть исходным определением, - от последнего ведь требуется и массовидность, и простота, и обыденность при скрытой за ним философской глубине.
Для выявления исходного определения субъекта социальной революции коротко напомним определения субъекта социальной деятельности через определения трех сторон социальной деятельности как всеобщих исторических актов деятельности людей. Эти исходные определения социальной деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс, как известно, осуществляют в первоначальной варианте первой главы “Немецкой идеологии”, так и оказавшегося незавершенным, ни текстологически, ни редакционно. Последнее вынуждает в определенной мере “додумывать”, выводить логически и исторически те определения, которые К.Маркс и Ф.Энгельс сами в анализируемом отрывке не дали, но которые вытекают из контекста концепции материалистической теории истории в целом и из сказанного в других работах.
Как сказано в предыдущем разделе работы, общим основанием всех трех сторон социальной деятельности является процесс удовлетворения людьми потребностей жизни. Этот процесс объединяет исходные определения социальной деятельности в некую целостность, что и подчеркивают К.Маркс и Ф.Энгельс.
В процессе удовлетворения потребностей жизни необходимо участвует каждый действительный индивид отдельно ради сохранения собственной жизни, поскольку ни один живой человек не может перепоручить другому живому человеку принимать за себя пищу, утолять за себя жажду, и т.д. Вместе с тем в процессе удовлетворения потребностей жизни необходимо участвуют и все действительные индивиды вместе, “вместедействуя” (zusammenwirken) как сообщество, как общество, поскольку ни один действительный индивид не может жить как человек, будучи вне общества, вне сообщества людей.
А, следовательно, субъект социальной деятельности предстает одновременно как каждый отдельный действительный индивид и как все действительные индивиды вместе. В этом диалектическом единстве нетрудно угадать наличие и определенных противоречий, о которых мы напомним ниже, и которые исходно характеризуют субъект социальной деятельности “вообще”.
На указанном общем основании К.Маркс и Ф.Энгельс далее строят определения различий трех сторон социальной деятельности, взаимосвязанных в единое целое. Первая сторона, как известно, предстает как создание людьми средств жизни ради удовлетворения потребностей жизни; вторая сторона предстает как создание людьми новых потребностей жизни в процессе удовлетворения потребностей жизни посредством орудий удовлетворения; третья сторона предстает как создание людьми других людей в процессе ежедневного создания собственной жизни через удовлетворение потребностей жизни и создание людьми отношений между людьми в процессе создания собственной жизни и в процесс создания других людей /97/.
Очевидно, что в первом историческом акте по созданию средств жизни, несмотря на то, что в них для жизни нуждаются в с е действительные индивиды, участвует по мере развития орудий труда, разделения труда, т.е. по мере развития производительных сил действительных индивидов, вовсе н е к а ж д ы й действительный индивид. В социальном процессе жизни вовсе не каждый создает средства жизни, необходимые всем и каждому действительным индивидам, хотя каждый и удовлетворяет потребности в средствах жизни.
Очевидно, что одно из существенных противоречий социальной деятельности людей проявляется как конфликт между действительными индивидами, действительно создающими средства жизни, и действительными индивидами, не создающими средства жизни, но принуждающими первых создавать средства жизни д л я в с е х. Это противоречие в самых разных конкретно-исторических проявлениях является постоянным источником как развития социальной деятельности, так и возникновения социальных конфликтов, и в определенных условиях одним из источников социальных революций в истории человечества.
Субъектом социальных революций выступают те действительные индивиды, которые производят средства жизни, но способ жизни, жизненные отношения которых обесчеловечены действительными индивидами, не создающими средства жизни, но принуждающими первых к их созданию для других, и таким способом удовлетворяющих свои собственные потребности жизни. В результате, однако, способ жизни последних также обесчеловечен.
То же противоречие обнаруживает и вторая сторона социальной деятельности. Для удовлетворения потребностей и для создания в этом процессе новых потребностей действительным индивидам каждому и всем необходимы орудия удовлетворения потребностей. Однако эти орудия, необходимые каждому и всем, создаются не каждым для всех. В результате возникает противоречие между действительными индивидами, создающими орудия, и индивидами, которые не создают орудия удовлетворения потребностей, принуждая первых к их созданию.
Кроме того, вторая сторона социальной деятельности вбирает противоречия между теми действительными индивидами, которые в процессе создания орудий удовлетворения вырабатывают качественно новые потребности, и теми, которые остаются носителями старых потребностей жизни. Это противоречие по существу есть одна из сторон противоречий между возросшими производительными силами одних действительных индивидов и противодействием реализации новых производительных сил со стороны других. Это противоречие также является постоянным источником социальных конфликтов, а в определенных условиях и социальных революций. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс вовсе неслучайно определяют социальные революции потребностями действительных индивидов /98/.
Субъектом социальной революции второй стороны социальной деятельности предстают соответственно те действительные индивиды, которые создают орудия удовлетворения потребностей, создают новые потребности, удовлетворение которых невозможно при прежнем способе жизни, в рамках прежних жизненных отношений. Это вызывает у действительных индивидов отношение к последним как к обесчеловеченным, создает потребность в протесте против обесчеловеченной жизни.
И третья сторона социальной деятельности обнаруживает определенные противоречия, присущие социальной деятельности. Во-первых, в процессе создания своей собственной жизни необходимо участвует каждый и все действительные индивиды, поскольку без ежедневного воссоздания собственной жизни невозможно существование живых людей. Вместе с тем, в свою очередь, в создании других людей - природно и общественно обусловленном процессе воспроизводства человеческого рода именно как человеческого - участвует в каждый действительный индивид. Противоречия этой стороны социальной деятельности еще мало изучены в качестве определенной стороны социальной революции простого и настоящего, но обходить их стороной в современных условиях, когда демографические вопросы непосредственно встают перед человечеством как глобальные проблемы, уже невозможно.
Субъектами социальной революции, определяемыми этой стороной социальной деятельности, выступают те действительные индивиды, которые создают других людей физически и духовно, природно и общественно в процессе ежедневного создания собственной жизни и которые протестуют против обесчеловеченного способа жизни и против обесчеловеченных жизненных отношений, препятствующих созданию новых, человечных людей и новых, человечных отношений между людьми.
Из сказанного выше вытекает вывод о том, что люди как субъект социальной деятельности исторически, а, соответственно, и логически, разделены на каждого отдельного и всех действительных индивидов вместе.
В процессе исторического развития такая исходная раздвоенность углубляется дальнейшим расчленением действительных индивидов на различные подразделения (Abteilungen), между которыми существуют и развиваются новые, по существу классовые противоречия. Но не об этом пока речь, поскольку мы анализируем исходные определения двойственности субъекта социальной деятельности, которая проявляется в диалектическом единстве каждого отдельного и в с е х действительных индивидов вместе.
Отсюда, противоречия между каждым отдельным и всеми действительными индивидами вместе являются исходными определениями противоречий развития человечества, осуществляемого как многоступенчатое историческое снятие противоречий между каждым и всеми через социальные революции. Социальные революции в корне меняют исторически определенный характер социальной деятельности, исторически определенные социальные отношения, а тем самым и исторически определенный социальный характер самих людей каждого и всех.
Диалектическое единство каждого и всех К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривают на различных ступенях исторического развития людей, но более всего относительно капитализма и коммунизма. При капитализме каждый отдельный человек находится во вражде (Feindschaft) со всеми другими людьми, что, по словам Ф.Энгельса, и ведет к социальной войне всех против всех /99/. При капитализме развитие всех осуществляется за счет развития каждого отдельного действительного индивида и в этом сущность социального процесса жизни людей в условиях этого строя, при котором социальная жизнь отчуждена от действительных индивидов и обесчеловечена.
В противоположность капитализму коммунизм издает такую ассоциацию людей, “в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех” /100/. Это означает ликвидацию отчуждения от действительных индивидов их социальной жизни, переход человечества к действительно человеческой жизни. В этой связи К.Маркс заметил, что “люди еще находятся в процессе созидания условий своей социальной жизни, а не живут уже социальной жизнью, отправляясь от этих условий” /101/.
Социальный процесс жизни людей проходит несколько исторических ступеней развития, и на каждой из них отношение каждого и всех исторически определено и специфично. Соответственно различно и конкретно-историческое содержание социальных революций, различна мера освобождения человека каждого и всех от обесчеловеченной жизни.
Через дальнейшие развороты исходных определений носителей социального процесса жизни К.Маркс и Ф.Энгельс переходят к рассмотрению каждого индивида как индивидуальности, личности и всех индивидов как общества, что нами уже рассмотрено. Соответственно анализируется соотношение индивида и общества на различных ступенях исторического развития человечества, начиная от общинного строя, при которой “немыслимо свободное и полное развитие ни индивида, ни общества, так как такое развитие находится в противоречии с первоначальным отношением между индивидом и обществом” /102/, и кончая коммунистическим строем, при котором осуществляется переход человечества к универсально развитым индивидам, “общественные отношения которых, будучи их собственными коллективными отношениями, также и подчинены их собственному коллективному контролю…” /103/.
Важно обратить внимание на то, что с точки зрения соотношения индивида и общества, К.Маркс и Ф.Энгельс действительно рассматривают и социальную революцию определяет ее содержание, ее направленность, характеризуют ее с у б ъ е к т.
Во-первых, по определению К.Маркса, “социальная революция… исходит из из точки зрения отдельного действительного ирдивидуума…” /104/, неудовлетворенного своей индивидуальной жизнью как обесчеловеченной, как оторванной от человеческой жизни, оторванной от человеческой общности, и “отрыв которой от индивидуума вызывает его противодействие” /105/ противодействие отрыву от общности, которая “есть и с т и н н а я общность человека, есть его человеческая сущность” /106/.
Таким образом, социальная революция, во-первых, есть революция, исходящая от тех отдельных индивидов, которые не удовлетворены своей индивидуальной обесчеловеченной жизнью, недовольны своим положением среди других людей, не удовлетворены своим положением в обществе. Субъект социальной революции исходно - это те индивиды, которые стремятся преобразовать свою индивидуальную жизнь.
Во-вторых, социальная революция действительных индивидов всегда направлена, вольно или невольно, сознательно или бессознательно, на преобразование общественной жизни, преобразование общества. Это обусловлено тем, что индивиды не могут очеловечить свою индивидуальную жизнь, не очеловечивая общественную жизнь. Необходимую направленность социальной революции на общество постоянно подчеркивают основоположники марксизма, в частности, в часто цитируемом положении К.Маркса: “Каждая революция разрушает старое общество, постольку она социальна”. /107/
Таким образом, социальная революция, исходящая от индивидов, неизбежно направлена на общество, на общественные отношения, на осуществление переворота реальных общественных отношений. Социальная революция включает и общественную революцию.
При таком развороте обнаруживается то, что не всякий протест против обесчеловеченной жизни есть социальная революция. Стихийный бунт обездоленного крестьянства, террористические акты против ненавистных наместников, анархистские разрушения производительных сил хотя и представляют собой протест против обесчеловеченной жизни, тем не менее не являются социальными революциями. Социальная революция как действительная революция обязательно есть переворот реальных общественных отношений. В свою очередь, общественная революция может быть осуществлена с целью изменения социальной системы “только тогда, когда исходит от самих членов этих исправляемых или изменяемых общественных отношений”, подчеркивал В.И.Ленин /108/. А К.Маркс писал: “социальная революция потому и стоит на точке зрения целого, что она … исходит из точки зрения отдельного деятельного индивидуума ” /109/.
Диалектическое единство преобразования общества индивидами и преобразования индивидов через преобразование общества есть цель социальной революции, преобразующей отношения индивида и общества на каждой исторической ступени развития человечества в мере, соответствующей этой ступени. И индивид и общество - субъекты и объекты социальной революции.
Таким образом, социальная революция исходит от отдельного действительного индивида и направлена на всех действительных индивидов; социальная революция преобразует индивидуальную и общественную жизнь действительных индивидов; социальная революция преобразует все индивидуальные, личностные и все общественные отношения действительных индивидов, являющиеся условием, предпосылкой и результатом их жизни; социальная революция преобразует жизненные отношения действительных индивидов - жизненные отношения людей к природе и жизненные отношения людей к людям. И именно в силу этого социальная революция целостна.
Социальный процесс жизни людей богаче по содержанию, чем общественный процесс их жизни. Как мы уже отмечали, в социальном процессе жизни действительные индивиды существуют, действуют, развиваются в качестве к а ж д о г о отдельного индивида с присущей ему индивидуальностью и неповторимостью и в качестве всех индивидов, организованных обществом и им определяемых. Если в социальном процессе жизни действительные индивиды реализуют свои частные и свои всеобщие интересы, потребности, способности и т.д., то общественная жизнь есть выражение только всеобщих интересов, всеобщих потребностей, она - сфера всеобщих связей и отношений действительных индивидов.
Строго говоря, общество существует только в качестве всеобщих связей и отношений действительных индивидов в социальном процессе их жизни. В самом же социальном процессе жизни действительных индивидов существуют, кроме того, и индивидуальные, личные, единичные связи и отношения между действительными индивидами, которые общественно определены, но к ним не сводятся.
Тождество и различие социального и общественного процессов жизни людей определяет тождество и различие социальной революции и общественной революции. Совсем неслучайно в понятийном аппарате материалистической теории истории К.Маркс и Ф.Энгельс используют два понятия - социальная революция и общественная революция, социальная организация и общественная организация и т.д.
Мы понимаем, что этот тезис требует дальнейшей разработки и более детального обоснования. Но мы сочли необходимым его обозначить, чтобы сделать более понятным дальнейший разворот определений социальной революции и наметить направления анализа соотношения социальной, революции с революцией политической и с революцией экономической как воплощений общественной революции, осуществляемой в процессе социальной революции.
Необходимость осуществления в ходе социальной революции общественной ставит перед действительными индивидами - субъектами революции - целый ряд задач. В первую очередь, очевидна необходимость ломки общественной структуры, которая определяет положение каждого среди всех, расчленяет действительных индивидов на определенные классы. Но поскольку каждый действительный индивид сам принадлежит к определенному классу общества, то, независимо от того, осознает ли он это или нет, социальная революция, направленная на преобразование антагонистического общества, неизбежно выступает как революция определенного класса, направленная против другого класса общества.
А поскольку общественная структура закрепляется соответствующими государственными учреждениями, выражающий интересы в экономике господствующего класса, то социальная революция необходимо направлена против прежнего государства. Социальная революция ставит своей задачей передачу власти в руки нового, протестующего против обесчеловечения жизни, класса. Таким образом, социальная революция выступает как политическая революция, и представляет собой высшую форму классовой борьбы.
В этом ключе Ф.Энгельс писал: “Всякая действительная революция есть социальная революция, поскольку она приводит к господству новый класс и дает ему возможность преобразовывать общество по своему образу и подобию” /110/.
Однако поскольку материальной основой общественной структуры являются экономические отношения, экономика в конечном счете определяет и политику, то социальная революция необходимо принимает характер экономической революции, одним из первых актов которой является изменение отношений собственности на средства производства.
Таким образом, мы получаем возможность определить, что же представляет собой протест человека против обесчеловеченной жизни. На более конкретных уровнях анализа методом восхождения от абстрактного к конкретному действительный протест предстает в качестве определенных с о ц и а л ь н ы х д е й с т в и й действительных индивидов - действий общественных, действий политических, действий экономических. Посредством этих совокупных действий действительные индивиды преобразуют социальный процесс жизни, социальную деятельность, социальные отношения, социальную систему в целом, в той или иной мере разрешая конфликт человека с его обесчеловеченной жизнью, и тем самым обеспечивают существование и развитие человечества в целом.
Конкретно-исторически экономическая, общественная и политическая стороны социальной революции хронологически растянуты на довольно длительный период /111/. А потому К.Маркс в “Предисловии “К критике политической экономии” ведет речь об э п о х е социальной революции /112/.
Социальная революция является целой эпохой в истории человечества и в том смысле, что только через последовательный ряд конкретно-исторических социальных революций прошлого и на стоящего человечество в целом разрешает конфликт между человеком и его обесчеловеченной жизнью. Последним звеном в этом общечеловеческом движении является социальная революция пролетариата, посредством которой в отличие от прежних социальных революций пролетариат освобождает не только себя, но и все человечество от обесчеловеченной жизни. Именно в этом светлая, гуманная, общечеловеческая миссия пролетариата и его союзников в современную эпоху перехода человечества от капитализма к социализму.

>> далее

актуализировано 19. Dezember 2007