Что такое прогресс человечества, и что такое производительные силы | Вальтраут Шелике

 Другие мои страницы...

Что такое прогресс человечества, и что такое производительные силы

Если Вы  уже прочли предидущие статьи, то, наверное, настало время подумать и о том, каковы критерии прогресса в истории человечества.
И тут вульгарный марксизм “дает ” нам простой и ясный, казалось бы, ответ на сложнейший вопрос. Вульгарный марксизм исходит из положения о том, что история движется через возникновение и разрешение конфликта между возросшими производительными силами и вечно отстающими от них производственными отношениями. Соответственно критерием прогресса и является постоянный рост производительных сил (в  другом варианте производительности труда) и приведение, наконец, в соответствие с ними отсающих производственных отношений, что и является, мол, главной  задачей всех революций в истории.
При этом в абсолютном согласии с убогим определением производства как хозяйствования в промышленности и в сельском хозяйстве, производительные силы характеризуются как станки, тракторы, орудия труда и т.п., ради сохранения в целостности и сохранности которых рабочий и крестьянин во имя прогресса в своей стране даже должен отдавать свою жизнь. О подобных подвигах спасения самолета, трактора или еще чего-то такого ценой своей жизни с восторгом писали наши газеты в 30 ые годы прошлого века. Еще бы! Трактор стоил хороших денег, а человеческая жизнь копейки.
Но потом и в вульгарном марксизме появилась идея и о том, с что сам человек и есть производительная сила. Теперь газеты заговорили о роли человеческого фактора в производстве, читатели узнали, что производительная сила человека может быть и разрушительной – привести к крушению поезда, вызвать падение самолета, быть источником “самовозгорания” автомобиля и т.п. Почему такое происходит? Из-за нарушения правил эксплуатации орудий труда? Из-за низкой квалификации производителя? По причинам извечной надежды “на авось”? От усталости?
Достают ныне со дна морского черные ящики, они должны точно сказать кто виноват в катастрофе – человек или техника, а может быть просто какой-то природный катаклизм. Но стоят за катастрофами и многие другие. гораздо более глубинные причины, в том числе и теоретического порядка о законах развития человечества.
Что современный рабочий. крестьянин, интеллигент знает об отчужденном характере труда, когда в определенных условиях силы человека ( в том числе и его производительные силы) предстают перед ним как некая внешняя. совершенно чуждая ему сила?
И приходит ли при исследовании причин катастроф мысль о том, что абсурдно считать семью, образование и медицину непроизводственными сферами? А где, хочу я спросить, человека наделяют навыками труда, обучают определенной профессии, поправляют его физическое состояние, то есть наделяют человека производительной силой (природной и общественной), воспитывают способность производить средства жизни ( в том числе и орудия труда и средства транспорта), учат предвидеть результаты своего труда (ответственного или халтурного), просят думать не только о своем интересе (поскорее что-то сварганить), но и о том, чем обернется халтура другому человеку? Где человек исходно получает свою производительную или разрушительную силу, как не в семье, в школе, техникуме, в ВУЗе ? И такая важнейшая деятельность оказывается на задворках общества!? Ее считают непроизводительной!? И туда идут только дураки-энтузиасты, и разные неудачники, прельщенные возможностью хотя бы детьми покомандовать? И вы хотите, чтобы не было в стране катастроф?
Что же понимали Маркс и Энгельс под производительными силами? Кликните вот здесь()

А о прогрессе человечества почитайте следующие за этой статьи.

актуализировано 27. November 2007